Previous Entry Share Next Entry
Протестантская этика и американское кино
isai_fomich

В своё время наткнулся на статьи преподавательницы из МГУ, в которых обсуждаются штампы современного голливудского кино. Причем источником этих штампов оказывается протестантизм, а все штампы выстраиваются в некоторую хорошо продуманную картину мира (хотя довольно убогую, ИМХО).


Киномания: теология Голливуда. 1. Протагонист
Теология Голливуда. 2. Жывотные
Теология Голливуда. 3. Учёный
Теология Голливуда. 4. Shit happens

Выше приведены ссылки на статьи, в них обсуждаются штампы, связанные с главными героями, с животными, с учеными и наукой, а также разбирается вопрос: с кем именно происходят неприятности в голливудском кино.


Что касается главного героя, то голливудские фильмы построены так, что, как правило, главный герой не меняется в течение фильма, остается тождественным самому себе. Моральную эволюцию претерпевает другой персонаж, названный "хорошим плохим парнем" (хпп), однако, даже раскаяние не спасает, хпп от гибели. Таким образом, мир жанрового голливудского кино характеризуется отсутствием свободы воли. В полном соответствии с теологией кальвинизма, согласно которой спасение или не-спасение предопределено и не зависит от личного морального выбора.


Животные в Голливуде могут быть правильными и неправильными. Правильные помогают главному герою. Неправильные жрут всех подряд. В принципе, в таком делении нет ничего удивительного, если вспомнить русские народные сказки, то там тоже бывают добрые и злые животные, и у нас тоже есть стереотипы по поводу, какие животные могут быть плохими, а какие хорошими. Интересно другое, то что к неправильным животным в Голивуде прибавляются те экземпляры к созданию, которых руку приложил человек: мутанты, животные, "выкопанные из-под земли" (Парк Юрского периода), бывшие правильные после воздействия черной магии (в общем, не надо вмешиваться в божественный план). При этом животные действуют вполне разумно. Правильные приходят на помощь. Неправильные первым делом сжирают тех, кто нарушил какой-нибудь запрет, например: акула сожрала героиню, которая купалась голой.


Ну, в общем, к науке у Голливуда отношение отрицательное. Наука для Голливуда это что-то сродни черной магии. Кстати на эту тему есть проговорка в американских фильмах. В ужастиках причиной появления зомби является вирус, сбежавший из лаборатории. Изначально же зомби появлялись после обрядов Вуду. Ну, то есть, для Голливуда, что молекулярная биология, что магия Вуду. Да уж, чтобы понять эти ваши уравнения Шрёдингера, надо быть посвященным в матан и функан. Кто сказал, что это просто?!

В общем, ученые непонятно чем занимаются, и при этом вмешиваются в божественный план - негодяи. И такое отношение к науке тем более удивительно, если вспомнить историю, а исторически естественные науки зародились из представления о том, что, изучая окружающий мир (то есть Творение), человек постигает мудрость Господню, в отличие от схоластики, которая считала, что для этого подходит только штудирование Библии. И поэтому неспроста любое положительное утверждение в физике именуется законом.


С кем же случается плохое? А с теми кто: проявляет излишнее любопытство, является скептиком (не веришь в существование оборотней, значит, оборотень тебя сожрет), нарушает некие правила поведения добропорядочного американца. В общем, жертвы сами виноваты в своей участи.

Подводя итог, хочу процитировать, что согласно Голливуду:
- мир устроен разумно и правильно. Важность хэппи-эндов для голливудского кино часто недооценивают и неправильно понимают. Суть хэппи-энда не в том, чтобы вселять уверенность в своих силах и пропагандировать оптимизм (это чисто европейский взгляд). Его суть в том, что он подтверждает справедливость устройства мира (который не может быть несправедливым, поскольку создан Богом).
- поскольку мир устроен разумно и правильно, то не следует слишком интересоваться тем, как именно он устроен - это всё равно что сомневаться в его разумности и правильности, что есть грех.
- поскольку зло всё-таки существует и shit happens, то единственное объяснение - что плохое случается только с плохими людьми, грешниками. (Почему любопытство тоже грех, см. выше). С хорошими ничего случиться не может.
- ещё зло может приходить извне (инопланетяне, метеориты), но хорошие всё равно спасутся.
- более того, хорошие не могут стать плохими, разве только в результате одержимости (бесом, компьютером или инопланетной силой). Страх перед одержимостью, пожалуй, чисто американское явление - для Европы это какая-то глубокая архаика, которую невозможно воспринимать всерьёз последние лет триста.
...
Все эти особенности голливудских штампов невозможно понять вне религиозной традиции пуританства, которая выступает в них в чисто секулярной оболочке (спасение души подменяется физическим спасением жизни), но суть остаётся неизменной, как неизменным остаётся и пуританский дидактизм Голливуда. Полвека назад цензоры могли запретить фильм за показ чересчур страстного поцелуя, сейчас показ сексуальных сцен стал чуть ли не обязательным для мейнстрима, включая подростковые комедии, но, как это ни смешно, на общую чопорность и требовательность голливудского кино к нравственности героев это мало повлияло.


  • 1
Хорошая тема

"главный герой не меняется в течение фильма, остается тождественным самому себе" - хорошо подмечено.

насчет хеппи-энда интересная интерпретация. не знала. у меня то чисто европейский к ним подход был.

а вообще голливудские фильмы идущие у на с покате не смотрю- как это можно смотреть?

"...как неизменным остаётся и пуританский дидактизм Голливуда"

С учётом того, что аудитория Голливуда - 14летние подростки и категории граждан, приравненные к ним, то нечего и удивляться.

  • 1
?

Log in