Previous Entry Share Next Entry
Михайлов день
isai_fomich

Сегодня 19 ноября в Новосибирском Академгородке отмечается Михайлов день. Поздравляю всех чьи судьбы так или иначе связаны с Сибирским отделением Академии наук, Академгородком и Новосибирским госуниверситетом.

Михайлов день - это день рождения Михаила Васильевича Ломоносова (19 ноября 1711 года) и Михаила Алексеевича Лаврентьева (19 ноября 1900 года), двух выдающихся отечественных ученых.

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Михаи́л Алексе́евич Лавре́нтьев — советский математик и механик, основатель Сибирского отделения АН СССР (СО АН СССР) и Новосибирского Академгородка. Во время Великой Отечественной войны много работал в области приложений математики и механики к оборонным вопросам техники и народного хозяйства. Во время эвакуации основного состава Академии наук УССР в Уфу изучал действие на преграду металлического стержня, движущегося с большой скоростью вдоль своей оси. Этим предвосхищается, в сущности, идея кумулятивного действия взрыва, теорией которого вплотную занялся несколько позже (в 1944 году). В 1946 году Лаврентьев предложил оригинальную гидродинамическую трактовку явления кумуляции, в соответствии с которой при огромных давлениях, возникающих в момент взрыва, металл можно рассматривать как идеальную несжимаемую жидкость; после этого, используя уравнения гидродинамики, можно было рассчитать динамику струи металла и вычислить пробивной эффект. За работы в области кумуляции Лаврентьев был в 1949 году удостоен Сталинской премии. Участвовал в создании на базе МГУ Московского физико-технического института (МФТИ), система обучения, построенная в МФТИ, послужила основой для учебного процесса в Новосибирском госуниверситете.
В 1948 году академик Лаврентьев, директор Института математики и вице-президент АН СССР написал Сталину письмо о необходимости ускорения исследований в области вычислительной техники и о перспективах использования ЭВМ. 29 июня 1948 года Председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин подписал постановление, в соответствии с которым создавался Институт точной механики и вычислительной техники.

«...Один сказал: «Российское Могущество прирастать будет Сибирью». Другой это осуществил, создав уникальный по замыслу, воплощению и результатам центр науки в Сибири, генерирующий это могущество».

При подготовке использовались материалы:
http://www.prometeus.nsc.ru/science/calendar/profday/mihden.ssi
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87


  • 1
Хорошо. Но нужно бы вспомнить и об отношении Лаврентьева к школе, к ученикам, об его роли в становлении физматшкол. К сожалению, сейчас ползучая десоветизация прямиком затрагивает те основы, за которые боролся Лаврентьев с соратниками - общедоступность качественного образования, независимо от места проживания и социального статуса родителей школьников. С самого начала своей работы в Сибири М.А.Лаврентьев подчёркивал определяюшее значение физматшкол в развитии всей системы образования в стране: «Совершенно ясно, что олимпиады и специализированные школы – верный способ выявить и подготовить для поступления в вуз по-настоящему талантливых ребят ИЗ САМЫХ ОТДАЛЁННЫХ КРАЁВ. Можно много рассуждать о деталях этой системы, но нельзя медлить с её широким внедрением». «Когда я говорю о физматшколах, то это не значит, что высказываемые идеи имеют отношение только к ним. Речь идёт о принципах выявления талантов, об их развитии. Не каждый способен к математике, но ведь нам нужны отличные инженеры, конструкторы, биологи, химики, физики-экспериментаторы и т.д. Каждое ремесло имеет своих мастеров, каждая специальность имеет своих Ломоносовых. ... Я думаю, что уже с шестого-седьмого класса (а уж с восьмого-девятого наверняка) можно ввести дифференциацию обучения по интересам и склонностям. Таких «факультетов» в школе может быть четыре (как правило): физико-технический, физико-математический, химико-физико-биологический и гуманитарный. Были бы полезны биолого-агрономические «факультеты» для способных детей из деревни, а способных там очень много, а также медико-биологические. Специализированные школы и классы уже есть в нашей стране. Но их, к сожалению, ещё мало, и они пока не очень отличаются от обычных школ». У него был масштабный подход к проблеме образования в стране.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account