Previous Entry Share Next Entry
Торжество чего?
isai_fomich

Тут побывал на спектакле "Торжество любви" в театре Глобус. Делюсь своими впечатлениями.
Про Глобус я уже писал в связи с их афишей к спектаклю Пьяные, на которой они изобразили руки Бога-отца и Адама с фрески Микеланджело Сотворение Адама.
На самом деле, такое название театра - это серьезная заявка, ведь так назывался театр Шекспира (в советское время новосибирский Глобус был просто Новосибирским театром юного зрителя). Поэтому можно ждать чего-то выдающегося при посещении данного театра. Однако оставь надежду всяк сюда входящий.


Автор пьесы "Торжество любви" Пьер Карле де Шамблен де Мариво. Изначально действие пьесы происходило в древней Спарте, но постановщики Глобуса перенесли его в поц постапокалиптическое будущее и сделали спектакль в авангардном стиле. Авангард - штука тонкая. Не могу сказать, что мне не нравятся авангардные постановки. Но часто под видом какого-то новаторства маскируется отсутствие новаторства вообще. Смотрить фигня какая-то, а тебе говорят, что вы ничего не понимаете в колбасных обрезках современном искусстве. Вот есть такая средневековая история про странствующего рыцаря - Тангейзер. В нашем Театре оперы и балета решили сделать авангардную постановку, которая оказалась просто попыткой дешевого пиара за счет скандала с оскорблением чувст верующих (имидж ничто - скандал всё). С другой стороны у выдающегося немецкого писателя Томаса Манна есть роман "Волшебная гора", который по сути является сильно переработанной историей о Тангейзере. Вместо Венериного грота в романе санаторий для больных туберкулезом в Швейцарии. Действие происходит накануне Первой Мировой. Авангард? Авангард! При этом никакой пошлости. И даже религиозная тема там постоянно поднимается, чего стоит постоянный спор масона и иезуита.


В театре, для того чтобы сымитировать гул толпы, актеры быстро и несинхронно произносят: "Что говорить, когда нечего говорить?" Вот порой от определенного авангарда вспоминается эта фраза.

Перенесли действие в далекое будущее - ладно. Актеры на сцене в черных одеждах - меня этим не удивишь. Действо происходит под аккомпанемент рок-группы - я рок люблю, но какого ... все два действия рокеры лобали один и тот же мотив, их самих не достало?
Если кто не знаком с сюжетом. Трон в Спарте занимает принцесса Леонида, но помимо нее есть законный наследник престола принц Агис, которого где-то скрывают. Леонида узнает, что его скрывают в доме философа Гермократа, видит принца и влюбляется в него. Теперь она вместе со служанкой под видом молодых парней проникает в дом Гермократа (Гермократ не переносит женщин и особенно принцессу Леониду). Она пытается влюбить в себя Агиса, которого настраивали против женщин вообще и принцессы Леониды в частности. При этом она влюбляет в себя Гермократа (чтобы он не мешал) и его сестру Леонтину (в образе юноши), действуя по принципу, изложенному в фильме про Буратино: "Для дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь и делай с ним, что хошь". В общем, по идее должно быть весело.
Что мы видим в театре? Ну, хорошо, вместо подкупа Арлекина (слуга Гермократа) здесь он трогает грудь Корины (служанки Леониды), добавили секса, ну и хрен с ним. Гермократ выглядит вообще каким-то чмошником, а это типа великий философ. На самом деле у Мариво он тоже не был великим философом, а был человеком, который строит из себя великого философа, но в Глобусе его совсем опустили. И самое главное - концовка, у Мариво Леонида раскрывается перед героями пьесы, Агис и Леонида уезжают, Гермократ и его сестра остаются в дураках. Правда Леонида им говорит: "Впрочем, не жалейте ни о чем, Гермократ! Я оставляю ваше сердце во власти разума..." Типа Гермократ отрицательно относился к любови, потом влюбился, затем его сердце разбили, и он остался с тем, с чего он начинал.
В Глобусе Леониду достает ее притворство, ей ненавистны и Агис, и Гермократ, и Леонтина, и она только прыгает на Агиса для соития, хотя она его не любит, но он был ее целью.
Так что правомочен вопрос: "При чем здесь любовь?"
И еще пару мыслей напоследок. Наверное, произведение Мариво не надо рассматривать как какую-то глубокую философскую пьесу. Но вот что выходит, Агис и Леонида принадлежали к противоборствующим домам, но их любовь смогла преодолеть вражду в отличие от "Ромео и Джульетты" Шекспира, где и Ромео, и Джульетта кончают жизнь самоубийством (чума на оба ваши дома).

И еще Леонида должна раскрыться перед Агисом, чтобы он полюбил ее настоящую, а не Фокиона (ее образ в виде юноши), и не Аспазию (девушка, которой она представлялась). Подобный сюжет любил Пушкин, его Лжедмитрий раскрывается перед Мариной Мнишек, а дон Гуан перед донной Анной.

И в завершение, в описании спектакля Глобуса встречается такая странная фраза:"Изящная французская комедия остроумного Пьера Мариво была написана в Эпоху Просвещения – период небывалого прогресса и, как следствие, падения нравов". Вот новость, что Эпоха Просвещения связана с падением нравов и еще что с падением нравов связан прогресс. Всё-таки с падением нравов связаны эпохи упадка, когда люди не понимают куда развиваться и зачем развиваться, пример того упадок Древнего Рима. В Эпоху Просвещения, конечно, была разлагающаяся монархическая элита, которая действительно страдала от упадка нравов, но ей на смену шла буржуазия, которая в то время была высокоморальным классом, а Просвещение оформляло этот приход.


  • 1
печально. из хорошей пьесы сделали очередную ерундистику. кстати по этой пьесе есть америкаческий фильм . довольно хороший.

кажется фильм так и называется "Торжество любви" . Там все близко к оригиналу и прекрасно смотрится. может и новосибирскому театру престать искажать содержание .

Да, видел этот фильм тоже, он, похоже, английский. В русском переводе часто называется "Триумф любви". https://en.wikipedia.org/wiki/The_Triumph_of_Love_(film)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account