Previous Entry Share Next Entry
Фильм «Плохой хороший человек»
isai_fomich

На последней встрече киноклуба Реванш мы посмотрели фильм «Плохой хороший человек» по повести А.П. Чехова «Дуэль». Я лично смотрел фильм во второй раз, но от этого лента мне не показалась менее интересной. Во многом фильм был актуализирован передачей Смысл игры - 97, в которой рассматривалась структура идеального у человека.В голове у людей есть огромное количество фантазий, многие представляют себя героями или еще кем-то, а на деле оказывается, что перед нами обыкновенный обыватель. Но есть в человеке то, что к фантазиям не сводится, это и есть настоящая сущность человека. Когда выстраивается серьезная организация будто армия или церковь, то основная задача выпарить из людей, которые в нее входят все фантазии. Ведь на фантазиях ничего серьезного не построить. Отчасти поэтому новобранцев в армии подвергают серьезным физическим и психологическим нагрузкам. В церкви с послушниками тоже довольно жестко обращаются . «Тяжкий млат, дробя стекло, кует булат»- то есть все стеклянное – непрочное – должно разрушиться в человеке, должен остаться только булат – прочная основа. И вот тут возникает следующая проблема, если резко разрушить все фантазии у человека, то он впадет в психологический кризис (он-то думал, что он супермен, а ему показали, что он коричневая субстанция). Поэтому важно разрушать стекло аккуратно и при этом наращивать булат в человеке.
В фильме «Плохой хороший человек» два главных героя Лаевский и фон Корен впадают в такой психологический кризис. Эти персонажи сыграны замечательными советскими актерами: Лаевский – Олег Даль, фон Корен – Владимир Высоцкий. Между ними сначала разыгрываетс я конфликт. Любопытно, что Лаевский окончил филологический факультет, а фон Корен является естествоиспытателем. То есть их конфликт имеет конотации конфликта физиков и лириков. Это популярная тема в СССР во второй половине XX века фактически была поднята Чеховым в конце XIX века. Фон Корену не нравится Лаевский за его аморальное поведение: он научил всех играть в карты, научил всех пить и живет в чужой женой (до него с чужими женами тоже жили, но Лаевский живет в открытую). Лаевскому не нравится фон Корен за то, что он готов ради своих идеалов уничтожить огромное количество людей. Воззрения фон Корена действительно отдают каким-то ницшеантвом. Любопытно, что хотя фон Корен считает себя атеистом, но его лучший друг – это дьякон. Лаевский же постоянно бежит от чего-то, он со своей спутницей переехал на Кавказ, спустя несколько лет он захотел вернуться в Петербург, оставив спутницу на Кавказе. Он скрывает от нее, что ее муж умер, так как тогда надо идти с ней в церковь венчаться. Похоже, что Лаевский бежит от ответственности.
Вот в такой обстановке происходит дуэль между Лаевским и фон Кореном. Лаевский пытается занять денег на пароход до России, устраивает сцену в доме у общего друга Александра, и фон Корен вызывает его на дуэль. Перед дуэлью герои начинают трезво смотреть на себя – осознание вызова смерти быстро избавляет от фантазий. Лаевский пишет, что чем бы не закончилась дуэль, он всё равно убит. Фон Корен говорит, что на дуэли Лаевский великодушно выстрелить в воздух, а он промахнется, не попадать же под суд из-за какого-то Лаевского (и он в своем предсказании оказывается прав). Сама же дуэль больше походит на балаган. Ее решили провести возле духана, и хозяин, увидев, что собирается толпа русских, выносит им самовар, его прогоняют. Приходится прогнать и стадо пасущихся коров. Никто из участников дуэли не знает ее правил: ни дуэлянты, ни секунданты. Что ж если вы хотите отстаивать на дуэли свои принципы, то хорошо видно чего они стоят. Дуэль проходит так как предсказал фон Корен, и тут не важно дьякон помешал ему попасть в Лаевского или сам не хотел, ты желал очистить землю от таких как Лаевский, тебе представился шанс, начать зачистку, но ты им не воспользовался, так что твои разговоры об этом полная фигня. В этом смысле конфликт между физиками и лириками тоже оказывается во многом дутым. После дуэли оба героя ходят как в воду опущенные. Лаевский женится на своей спутнице, но свадьба проходит как-то грустно, молодые выходят из церкви с поникшими лицами. Фон Корен отъезжает в экспедицию и заходит попрощаться с Лаевским, дьякон ему говорит, что он герой, так как победил свою гордыню, на что фон Корен отвечает, что какие мы герои, герои орлами смотрят. И хотя оба героя обрели свою истинную сущность, чему можно только порадоваться. Особой радости в фильме не чувствуется. Я считаю,что во многом это связано с тем, что и Лаевский, и фон Корен были индивидуалистами, и в ситуации личностного кризиса не оказалось никого, кто бы мог их поддержать. О чем-то подобном говорил Бриссенден Мартину Идену в романе Джека Лондона.

  • 1
Надо же, первый раз об этом фильме услышал - надо посмотреть!

понравилось, спасибо

  • 1
?

Log in