Previous Entry Share Next Entry
Наука как смысл жизни
isai_fomich

8 февраля прошел День российской науки. Именно в этот день в 1724 г. Петр I подписал указ о создании Российской академии наук. Поэтому случаю мы на киноклубе Реванш решили посмотреть фильм, посвященный ученым. На этот раз мы выбрали ленту польского режиссера Кшиштофа Занусси "Иллюминация".
Кино - непростое. И, конечно, тяжеловато для восприятия. Но интересно, так как оно раскрывает определенные глубинные смыслы, лежащие в основе научной деятельности. Фильм начинается с того, что философ растолковывает понятие "иллюминация" (понятно, что речь в фильме не идет о ночной подсветки городов). Приведу дословно не совпадающее, но одинаковое по смыслу определение из философского словаря: иллюминация – (лат. освещение) - у Августина: редко встречающийся вид озарения свыше, в котором Бог просвещает разум человека и раскрывает перед ним невидимый духовный порядок бытия и глубины собственной души. Озаряющий свет исходит от "Отца светов" через Слово , но природа этого света (тварная или же нетварная) здесь не раскрывается; ясно лишь, что этот свет - благодатный.
Немного странно, что фильм про науку, которая считается довольно материалистичным занятием, называется религиозным термином. Но не надо смущаться, дело в том, что современное нам естествознание зародилось в средние века и зародилось оно из представления о том, что мудрость Божью можно постигать не только штудированием Библии (чем занимались схоласты), но и изучением тварного мира.
После раскрытия термина иллюминация начинается собственно сам фильм. Он повествует о жизни молодого человека Франтишека, который решил связать свою жизнь с физикой. Сначала нам показывают как он проходит медкомиссию. Он стоит практически голый, у него замеряют вес, рост, степень близорукости и т.д. Единый человек распадается на множество параметров. Интересно, можно ли вообще из этих цифр собрать обратно человека? Потом Франтишек беседует с приемной комиссией, его спрашивают, почему, имея хороший аттестат по всем предметам, он решил поступать именно на физфак.Франек (уменьшительное от Франтишек) отвечает, что физика дает конкретные ответы на вопросы мироздания. Собственно, дальше начинается сама учеба, всё идет своим чередом. Занятия по физике разбавляются военкой, начинается определенная рутина. Наш герой бежит от нее в горы. Горы - это поэзия, когда в фильме показывают виды гор, то фоном играет романтическая мелодия. Здесь происходит трагедия - с горы сорвался один из товарищей и убился насмерть. Франек внимательно осматривает его, что же происходит с человеком после смерти. Тут же он находит свою настоящую любовь. А дальше рождение ребенка, семья. Надо зарабатывать деньги, стипендии недостаточно. Поэтому Франек берет академический отпуск и ищет работу. Сначала завод по производству кинескопов, потом производство медицинского оборудования. Наконец, Франтишек начинает участвовать в экспериментах по изучению сна, а потом начинает помогать нейрофизиологам в этих экспериментах. Он знакомится с интересным человеком - математиком, у которого из-за опухоли в мозгу появились эпилептические припадки. Математик уговаривает Франека продолжить обучение. После операции по удалению опухоли математик умирает. Наш герой присутствует при вскрытии. Ясна причина болезни, всё разложено по полочкам. Теперь мы всё знаем, но человека уже не вернуть. Причем после разложения по полочкам, нельзя из частей собрать человека даже символически, нельзя вложить мозг в черепную коробку, и так захоронить тело. Мозг это теперь отдельный препарат. Ощущая бессилие науки перед такой мелкой опухолью, Франек разбивает склянку с мозгом. Смерть друга производит на Франека сильнейший эффект. В поисках смысла он приходит в пустынь, монах проводит ему экскурсию. Наш герой присутствует при общей молитве. И тут видно как сталкивается материалистическое сознание с таинством происходящем в монастыре. Франек вспоминает, что мистические переживания связаны с процессами в лимбической системе и могут вызываться также химическими препаратами, например ЛСД. Он уходит из монастыря, бродяжничает... Наконец, возвращается в семью, после непродолжительной ссоры жена принимает его. Франтишек восстанавливается на факультете, сдает экзамены, получает диплом и поступает в аспирантуру. Тут он активно включается в работу. Где-то за окном проходит обычная жизнь: девушка кормит птиц, но это не для него. Герой просит коллегу выйти вместе с ним на работу в воскресенье, так как привезут новое оборудование. Но коллега отказывается, воскресенье - это воскресенье. У Франека находят изменения в ЭКГ, не типичные для его возраста, и врач советует замедлить темп жизни. Но Франек говорит, что не может этого сделать, так как он уже потерял огромное количество времени. Видно, что наш герой нашел для себя смысл жизни, нам не сообщают в чем конкретно, но он его нашел.
В конце фильма есть ряд примечательных сцен. Одна из них эта дискуссия об ответственности ученых перед обществом. Ученые особым образом воспринимают мир, это элемент профессионализации, и этот особый взгляд на мир может помочь в решении опреденных общественных проблем. Ученые вполне могут стать элитой общества, то есть теми, кто возьмет ответственность за остальных. Любопытно, что Занусси Маркса и всё коммунистическое несильно-то любит, но здесь он говорит про превращение науки в нечто большее, в унисон с Марксом. Эта дискуссия сильнейшим образом контрастирует с дискуссией студентов о смысле науки, которая была показана в начале фильма. Там студенты фактически заявили о том, что наука нужна только для зарабатывания денег, какая уж тут ответственность. Вторая сцена - эта сцена на пляже, где Франек стоит в полный рост рядом жена и сын, заднем фоне играет приятная музыка. Сцена по построению очень похожа на сцену прохождения медкомиссии, но если на медкомиссии Франека разнимали на части, то в конце мы имеем дело с целостной картинкой.

  • 1
Спасибо за разбор, думаю включим эту картину в наш киноплан следующего года

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

добавила вас в друзья! рада нашей дружбе! ))

Хорошая история.
Наверное, не наука - смысл жизни, а ведение (знание, познание, осознание).

  • 1
?

Log in